Конец года в релизах русского хип-хопа выдался очень впечатляющим. Удивил вторым альбомом Баста, крепкую пластинку выпустила Триада, затем Москва отыгралась за годы молчания одурманивающим Центром, Каста поставила высочайшую планку в разделе DVD… И жирнейшую точку в этом списке ставит сольный альбом Фьюза, в ближайшие пару месяцев после которого выпускать какой-либо амбициозный релиз артисту любого ранга просто глупо. «Меломан» выиграет любое соревнование. Съест и не подавится.
О группе Krec мне довелось написать немало: и в журнале Invox, и в других печатных изданиях случалось, а особенно тут. И с каждым релизом, после «Вторжения», главным чувством было удивление – непрерывный рост, поиски чего-то нового, умелое творческое развитие находок и подчас по-настоящему эстетическое удовольствие. Предваряя вопросы, ведь диск появится в сети только глубокой ночью – всё осталось в силе и все будут удивлены.
Хотя именно это релиз ожидался с некоторым предубеждением – сольник Фьюза, по ожиданиям, мог быть не настолько убедительным, как работы целой группы или удивительный альбом Ассаи. Превосходные организаторские способности – да, пробивная сила – да, а вот как насчет целого часа практически без помощи? Да и засвеченный «Через весь город» нисколько не убеждал. Зато некоторые питерские граффити-райтеры со стажем до сих помнят его из девяностых как одного из самых интересных коллег, который, если бы продолжил это занятие, мог бы добиться больших успехов. Но самосовершенствование он направил в иную стезю и тут прыгнул выше головы. Это не скучно, это не пошло, это просто-напросто очень хорошо. Чтобы сразу закрыть тему «группа-сольник», можно сказать, что ни в одной песне с «Меломана» Ассаи не смотрелся бы на месте, совсем не его. То, что началось еще на «По реке» и достигло апогея здесь. Рэп-альбомом «Меломана» можно назвать с тем же правом, что и последние альбомы Кэни Веста, Басты или Сола Вильямса. Формально – да, а по сути – гораздо больше, что подтверждает и публика на концертах этих людей, далеко не только хип-хоповая. Если играться в «рэп-гейм», то, возможно, это не порадует, но кажется, что любой адекватный артист стремится к этому. Но и свою первую публику Фьюз не забывает: «Раскаты грома», «Кухня-Пати», «В память о тех днях» отсылают к бэкграунду, наверняка это найдет теплый отклик в сердцах широкоштанных ребят.
Самобытный артист, Фьюз ищет и пробует. Например, явно видно, что последние года два его занимают пение, интонирование, может быть, даже актерское мастерство. Где-то и чаще всего на выходе получается интересно, например, чуть приправленный кавказскими пряностями припев в «Дороге», тематически оправданный. Не так убедительны английские строчки, зато когда он начинает демонстрировать, что навыки эмси тоже улучшаются, это впечатляет. Пулеметно, сочно, со слюнкой. И хоть Фьюз довольно часто играется голосом, жонглирует приемами, окраской, совершенно очевидно, что форма для него остается только формой – «важна не быстрота читки, а вложенный в песни смысл» («Все будет хорошо»).
Почти в любом альбоме отечественного хип-хопа есть неизбежный и немаленький процент «воды» - треки необязательные, не добавляющие ровным счетом ничего и даже раздражающие своей безыскусностью и повторением тем, хорошо развитых в хитах. «Меломан» «выжат» крепко, «воды» тут всего ничего: «Оставайся собой», «Кухня-Пати», «Imagination». Пожалуй, все.
Зато есть безупречные, трехсотпроцентные шлягеры, которые будут шептаться и автоматически прочитываться на каждом концерте через месяц-другой. «В ритме самба» - маленький шедевр, имеющий прямое отношение к итальянскому неореализму. Кинозарисовка, пропитанная настроением, как мякиш теплой белой булки в свежеотжатом оливковом масле. Почти так же и о том же – «Café People». Или «Фэмили» - «грусть на колесах», вечерний автохит. Песня уже не подростка, не парня, а без пяти минут мужчины. Стильное мурлыканье Maestro A-Sid прилагается. «Доброе утро, страна», необычайно «вкусная», пятью штрихами картина хорошего утра. И почти классическая «крековская» пьеса «Не от мира сего», которая будет сопровождением не одной зимней прогулки по питерским улицам. Вся палитра депрессий и тревог уместилась в три с половиной минуты. Немалую долю диска занимает тема любви, но это именно тот случай, что чувство меры Фьюза подводит на какие-то миллиметры – красиво, воздушно и жизненно одновременно, но из пяти хороших песен об этом чувстве получилась бы одна идеальная. Впрочем, недооценивать воздействия этих песен на дам не стоит, заиграют без сомнения.